Фрагмент для ознакомления
2
Рынок ГМТ – перспективное направление: доходность потенциальных инвесторов, готовых вложиться в эту отрасль, составляет 72%. За последние 5 лет «Газпром» построил 85 новых заправок для ГМТ, в которые инвестировано 17 млрд руб. Всего в России насчитывается 387 заправочных станций (300 из них построены «Газпромом»). В 2019 г. планируется ввести в эксплуатацию еще 75 объектов. «Газпром» также ведет строительство заправок под сжиженный природный газ на магистрали М-11, трассах в Казахстане и Китае.
Сегодня российская сеть заправочных станций газомоторного топлива загружена максимум на 26%, поэтому говорить об окупаемости рано – нет достаточного количества автомобилей, использующих газ. «Газпром ГМТ» предлагает независимым инвесторам самим строить новые заправки, после чего компания будет их выкупать.
Рис. 1.4. Объем реализации КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома»
Рис. 1.5. Передвижной автомобильный газовый заправщик
1.2.2 Развитие газомоторной инфраструктуры
Стратегический подход к созданию розничной сети на территории России предусматривает форсированное развитие газомоторной инфраструктуры в более чем 50 приоритетных регионах, формирование транзитных газомоторных коридоров. В 2018 году Группой «Газпром» в 21 регионе России введены в эксплуатацию 42 новых и проведена реконструкция четырех действующих АГНКС. Утверждена Программа по созданию заправочной инфраструктуры на промышленных площадках дочерних обществ ПАО «Газпром» на период 2017–2019 гг., предусматривающая установку 100 блоков компримирования природного газа для нужд собственного транспорта.
Ведется работа по созданию инфраструктуры для производства и использования в качестве моторного топлива СПГ. Принята Программа развития малотоннажного производства и использования СПГ, реализация которой запланирована в период 2016–2032 гг.
С учетом планируемых мер господдержки в ближайшие 15 лет потребление природного газа в качестве ГМТ планируется нарастить до 10,5 млрд куб. м, из которых 50% должен составить сжиженный природный газ.
До 2030 г. должен быть обеспечен приток инвестиций, который создаст заказ для машиностроительной индустрии, а объем производства техники для СПГ предварительно оценивается в 2 трлн руб.
Немаловажным фактором для инвесторов является более низкая цена на природный газ и меры по поддержанию цен на газомоторное топливо не выше 50-60% от стоимости дизельного топлива, считает Инюцын. Государство планирует компенсировать им 30% капитальных затрат от стоимости создания одной заправочной станции.
1.2.3 Взаимодействие с российскими автопроизводителями и перевозчиками
ООО «Газпром газомоторное топливо» ведется работа по популяризации использования природного газа в качестве моторного топлива под брендом EcoGas и реализуются маркетинговые программы, стимулирующие потребителей переводить технику на природный газ. Заключено 38 соглашений о сотрудничестве с отечественными автопроизводителями и компаниями, оказывающими услуги по переводу техники на газомоторное топливо. С муниципальными и коммерческими перевозчиками подписаны 812 соглашений о намерениях.
Также реализуется программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспортных средствах дочерних обществ ПАО «Газпром».
ПАО «КамАЗ» в 2018 г. поставило на рынок 2800 автомобилей и автобусов, оборудованных под газомоторное топливо. В планах «КамАЗа» – довести за 2-3 года долю выпускаемой техники на газе с нынешних 8% до 20%. «КамАЗ» сейчас производит 120 моделей транспорта, оборудованных под газ. В разработке находится модель нового магистрального тягача, который будет работать на СПГ. Этот автомобиль сможет экономить около 750 тыс. руб. в год по сравнению с дизельным аналогом.
Российскими автопроизводителями выпускается более 150 моделей техники и модификаций техники, работающей на КПГ. За последние четыре года (2015–2018 годы) продано более 15 тыс. единиц техники на КПГ. Со стороны правительства Российской Федерации на закупку газомоторной техники направлено 14,7 млрд руб., это позволило профинансировать закупку 8811 единиц такой техники. «Газпром» в рамках обновления собственного автопарка закупил 5586 единиц.
Первым легковым автомобилем на КПГ в заводском исполнении стала Lada Vesta CNG, АвтоВАЗом с июля 2017 года изготовлено более 2 тыс. единиц такой модели. В 2019 году начнется серийное производство универсала Lada Largus CNG.
КамАЗ, группа ГАЗ и группа компаний «РариТЭК» изготовили первые образцы грузовой и пассажирской техники, использующей в качестве топлива СПГ.
На данный момент доля переоборудованного транспорта для работы на природном газе превышает объемы производства газомоторной техники в заводском исполнении. Например, в 2018 году в России реализовано 4406 единиц газомоторной техники в заводском исполнении, еще порядка 5500 единиц переоборудовано для работы на природном газе. При этом социологические исследования показывают, что потребители с большим желанием приобретут заводской автотранспорт на метане.
1.2.4 Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации
Минэнерго подготовило программу развития рынка газомоторного топлива до 2024 года, на которую просит из бюджета 175 млрд руб. Ключевые цели программы — рост количества газовых заправок в 4 раза, продаж газа на них — в 5 раз.
Разработанная Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса шестилетняя подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» предполагает выделение из бюджета 174,7 млрд руб. на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка. Копия документа есть у РБК.
В качестве эффекта от реализации программы Минэнерго ждет рост рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд куб. м в год к 2024 году с 685 млн куб. м в 2018 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1,4 тыс. газовых заправок. К 2030 году в оптимистичном сценарии ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд куб. м в год, а рост автопарка, который сможет использовать газ, — до 700 тыс. единиц.
Компании Группы «Газпром» активно взаимодействуют с региональными органами государственной власти по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы, способствующей развитию российского рынка газомоторного топлива.
В 35 субъектах Российской Федерации утверждены региональные государственные программы развития рынка газомоторного топлива. В 18 субъектах Российской Федерации обнулены или частично снижены ставки транспортного налога для техники, работающей на газомоторном топливе.
С целью синхронизации процесса закупки газомоторных транспортных средств с развитием газозаправочной сети с 50 субъектами Российской Федерации заключены соглашения о сотрудничестве.
1.2.5 Зарубежный рынок газомоторного топлива
Расширением использования природного газа как топлива для автомобильного и водного транспорта «Газпром» занимается и на европейском рынке. В этом сегменте «Газпром» представлен на рынках Германии, Чехии и Польши через свою дочернюю компанию Gazprom NGV Europe GmbH , а также через компанию NIS, входящую в Группу «Газпром нефть», которая реализует КПГ на рынке Сербии.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский П.Л. Лившиц В.Н. Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. - М.: Дело, 2011. - 1104 с.
2. Грачева М., Секерин А. Риск-менеджмент инвестиционного проекта. – М.: Юнити-Дана, 2014, - 544 с.
3. Ковалев П. Успешный инвестиционный проект. Риски, проблемы и решения. – М.: Альпина Паблишер, 2017, - 432 с.
4. Кукукина И. Г., Малкова Т. Б. Экономическая оценка инвестиций. – М.: КноРус, 2016, - 304 с.
5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление инвестиционно-строительными проектами. Международный подход. – М.: Омега-Л, 2016, - 736 с.
6. Методические рекомендации, по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание. - М.: Экономика, 2000. – 422 с.
7. Орлова Е. Инвестиции и инновации. – М.: Ленанд, 2014, - 200 с.